Вы когда-нибудь обращались к психологу?
Всего ответов: 72
Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Мои статьи

Как мы привыкали к горшку
Что делать, если в год ребенок еще не ходит на горшок?
 
   - Вы ходите на горшок?
   - Мой ребенок еще не ходит на горшок.
   - А сколько вам?
   - Годик.
   - Да!? Я, вот, свою приучила! Высаживаю с 9 месяцев! – продолжает гордая мамочка. – Уже по полдня сухие ходим.
   - А у нас не идет пока и мы не торопимся. Не хочется мучиться. К двум годам то в любом случае горшок признаем. – улыбаюсь я в ответ.
   - А почему к двум?
   - Может раньше, может позже… просто обычно к двум уже точно «дозревают» детки и надо меньше усилий и времени, чтобы это освоить. Процесс то непростой совсем. И потом, не хочется бегать за ребенком с горшком, мне лучше, чтоб сама просилась и понимала, что делает...
   
    Через несколько дней разговор повторился с другой мамой. Через неделю весь двор уже жужжал как улей и только про горшок. А еще через неделю я начала нервничать – может и вправду уже должна ходить на этот самый горшок?!
    Решила попробовать. После двух дней подкарауливания и излишней нервозности отстала от ребенка – пока бесполезно. Причем знает, что писает – показывает, присаживается, но на горшок ни в какую. Играть – да, писать – нет. В год и три месяца опять попробовала: пару дней ходила за дочкой хвостиком и пыталась посадить на горшок. Получилось только один раз и то случайно.
    А в полтора года она сама освоила все за 2 дня! И о чудо, сразу стала проситься на горшок и сама в туалет за этим ходить, в буквальном смысле слова! Радости моей не было предела, потому как задолго до намеченной критической даты такое облегчение и прогресс просто окрылял. Но был и шаг назад в виде мокрых штанов на пару дней. Да и какать в горшок как-то не получалось, что безмерно расстраивало.
    Посему, на в очередной раз обкаканные колготки я реагировала достаточно бурно. И примерно через неделю моя дочь просто отказалась какать совсем – ребенок показывал на попу, говорил «а-а» и терпел! Никакие уговоры, крики и попытки отвлечь внимание и заманить в туалет не действовали. Отказал даже такой верный способ, как надеть памперс. Какать теперь оказалось возможным только в ванной или когда мыли писю все в той же ванной, но без воды. И так как я больше не смогла выносить такую ситуацию и все-таки включила свои мозги, то профессиональные знания тут же напомнили о себе.
    Проанализировав ситуацию, я сделала несколько выводов для себя. Первое – прессинг на ребенка слишком велик. Она и так успешно освоила сложный процесс, состоящий из распознавания сигнала о желании писать, контроля за самим процессом мочеиспускания, и параллельно еще обнаружив навыки хождения в туалет, включания там света, открывания двери, снимания штанов, присаживания на горшок, вставания с него, отрывания туалетной бумаги, самостоятельного вытирания этой бумажкой писи, надевания штанов, выхода из туалета и закрывания за собой двери, за очень короткий срок. А тут я еще нервничаю по поводу того, что ребенок не какает или кричу, если какает в штаны. В общем, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться: если не остановиться сейчас, то невроз, связанный с выделительным процессом, ребенку обеспечен.
    Поэтому я попробовала другую тактику – не создавать дополнительного напряжения, исходящего от меня, при малейших позывах дочери «сходить по-большому». Это было трудно! Ребенок терпел, держался за попу, начинал плакать, не реагировал ни на какие уговоры и предложения. Все это продолжалось по несколько раз на дню на фоне моего усердного старания «держать себя в руках» и быть доброжелательной, ну или по крайней мере, не агрессивной. Как итог – несколько обкаканных по-немножку штанов в день.
    Надо сказать, что со своим папой дочка какала весьма успешно в памперс, и никаких инцидентов не было! Это еще раз укрепило меня в мысли о нашем с ней «особом» взаимодействии в такие моменты. И кстати, дало мне большую опору, потому как стало понятно, что тут особенно поработать надо именно мне – сама же такую ситуацию и создала. Чувство вины, чуть было не схватившее меня за горло, отогнала жестоко и навсегда – оно только мешает и не дает видеть реальную ситуацию.
    Поэтому начала терпеливо и доброжелательно в критические моменты просто дочку поддерживать в ее процессе – тут же стало важным, чтобы ребенок завершил свой выделительный процесс, а не количество запачканных штанов и мое недовольство их стиркой.
    Поддерживала по-разному: начинала с естественного поглаживания, похвалы, держания за руку, когда тужится, уговоров не расстраиваться, что штаны грязные, радости даже маленькой какашке, восторга при вытирании попы и хоть малейшем движении в направлении горшка и наконец, счастливому распеванию вместе с дочкой «оды большой какашке» и самостоятельному походу за ней к горшку.
    Кстати, благодаря такой непростой ситуации, в голову пришла мысль о замене горшка. У нас был с музыкой – всегда радовался, когда дочка писала. А теперь серьезный, без музыки, но это не стало проблемой. Наоборот, каждый раз можно выбрать, в какой сходить, и нет привязки только к своему горшку, что многим, как я знаю, очень осложняет жизнь вне стен своей квартиры.
    Так что в нашем случае история закончилась где-то за 1,5 недели, и закончилась хорошо. Теперь дочка ходит и писать и какать сама, а меня зовет только выбрасывать содержимое горшка уже постфактум. Ну или вытереть попу – все ж таки интимный процесс закончен, можно и маму позвать теперь, чтоб штаны не запачкать :).
   
    В качестве резюме представленного случая, по воле судьбы – моего собственного, хотелось бы подытожить. Если бы ко мне как специалисту обратились с такой проблемой, то в общем, тактика и стратегия были бы следующими:
 

общие пункты

мой случай

 
выяснить все обстоятельства вокруг сложившейся ситуации
 
 Ребенок не может покакать в рез-те отрицательного подкрепления этого процесса мамой, проявляющей нетерпение и недовольство грязными штанами
 прояснить ожидания и цели родителя про своего ребенка
Мама посчитала, что ребенок должен все и сразу сделать по-взрослому, т.е. так, как ей удобно и как принято, не приняв во внимание всей сложности процесса дефекации и формирования и закрепления этого навыка у маленьких детей, и особенностей ее конкретного ребенка
 
проанализировать реальную ситуацию и озвучить свои комментарии к ней
 
Ребенок не какает только с мамой, с папой этот процесс не вызывает никаких сложностей, поэтому хорошо бы маме в первую очередь восстановить нарушенную связь с ребенком, переориентироваться на процесс, а пока не результат, и очень четко отслеживать происходящие изменения, быть готовой поменять свое поведение и реакции в интересах ребенка.
Наметить план действий Главное, чтобы ребенок покакал – любыми способами поддерживать процесс. Если это удается – хвалить, радоваться и т.д., если нет – не акцентировать на этом внимание, продолжая верить в ребенка и любить его!
 
    Кстати, история имела продолжение: ребенок через какое-то время опять стал какать в штаны (прогнозируемый регресс). Это продолжалось около месяца и стоило мне большого терпения и понимания. Но в итоге, в один прекрасный день, дочь пошла в туалет на горшок, выгнала меня, закрыла дверь, а потом позвала: «Мама, ка-ка!». С тех пор испачканных штанов не было вообще :)
 
    Дорогие мамы, воспользуйтесь этим опытом, чтобы лучше понять своих детей и поддержать их, а не отягощать их и без того нелегкий опыт освоения своего тела.
 
А.Ю.
2008г. 
Категория: Мои статьи | Добавил: abachova (17.05.2012)
Просмотров: 1098 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]